Предмет и задачи экологии | Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Экология и здоровье

Категорія: Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Предмет и задачи экологии

Автор: Редактор

Сегодня, когда на всей планете под воздействием человека произошли заметные изменения как живой, так и неживой природы, все большее значение приобретает гармоничное взаимодействие общества и природной среды, поскольку человек получает от природы все необходимое для жизни: энергию, продукты питания, материалы, черпает в ней эмоциональную и эстетическую воодушевление. Поэтому крайне необходима не только четкая стратегия охраны природной среды и усиления контроля за природопользованием, но и хорошо продуманная система экологического образования и воспитания населения.

Экология - относительно молодая наука, еще не так давно ею интересовалось небольшой круг специалистов. В последние десятилетия она начала быстро развиваться. Этому способствовала необходимость решения таких важных проблем современности, как рациональное использование природных ресурсов, профилактика загрязнения среды промышленными отходами и транспортом, предотвращение уничтожения природных группировок, сохранение генофонда растительного и животного мира. Экология дает представление о том, каким образом достичь симбиоза техники, производства и природы.

Для современного человека знание основ экологии не менее важное, чем основ физики, химии, математики.

Экологизация производства - одно из ведущих направлений научно-технического прогресса, призванной не только обеспечить согласованное функционирование природных и технических систем, но и значительно повысить эффективность последних. Таким образом, экология все больше приобретает особенности прикладной науки.

Слово "экология" образовано от греческого oikos, что означает дом, ремонт, место пребывания, и logos - наука. В дословном понимании экология - наука о живых организмах "у себя дома".Первым понятие "экология" ("наука о балансе") 14 сентября 1866 году ввел выдающийся немецкий биолог, зоолог Эрнст Геккель, профессор Йенского университета, использовав его в предисловии к фундаментальной двухтомной работе "Общая морфология организмов". В этом же труде "Всеобщая морфология организмов" он привел такое определение этой науки: экология - это сумма знаний, относящихся к экономике природы - изучение всей совокупности взаимоотношений животных и окружающей среды, как органического, так и неорганического, и прежде всего ее дружеских или враждебных отношений.

Итак, экология - это наука о взаимосвязи живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой, о структуре и функционировании надорганизмових систем.

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой, а также об особенностях структуры и функционирования надорганизмових систем за действия природных и антропогенных факторов.

Экология - это наука о закономерностях жизнедеятельности организмов в любых проявлениях, на разных уровнях живого, в их естественной среде с учетом тех изменений, которые вносит в эту среду человек.

Экология - это наука о взаимодействии животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей их неживым средой, о структуре и функционировании надорганизмових систем, и о связях в этих системах.

Экология - это наука о нашем доме, и о том, что ни есть в нем.

Классическими стали высказывания американского эколога Ю. Одум: "экология - это биология окружающей среды ", экология - это междисциплинарная область знаний о структуре и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Экология, как любая наука, имеет определенные объект, предмет и методы исследований, а также решает ряд задач.

Предметом изучения экологии являются условия и закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней - от отдельного организма до биосферы в целом, их взаимосвязи с внешними условиями среды, а также общие законы развития экосистем различных иерархических уровней организации.

Объект исследования экологии - экосистемы планеты и их элементы: организмы разных групп (растения, животные, микроорганизмы), которые можно изучать как на уровне одной особи, так и на уровне популяций или экосистем, органические и неорганические вещества и т.п..

Главные задачи экологии

  • Исследование закономерностей организации жизни, в том числе и в связи с учетом влияния человека на биосферу в целом;
  • Установление закономерностей взаимосвязей между организмами, их группировками и условиями окружающей среды;
  • Создание научной основы рационального использования природных ресурсов;
  • Регулирование численности популяций;
  • Разработка системы мер по обеспечению минимума применение химических средств борьбы с вредителями;
  • Восстановление нарушенных экосистем, в том числе восстановление удаленных по пользованию сельскохозяйственных угодий, повышение плодородия почв, продуктивности пастбищ и т.д.;
  • Исследование структуры и функционирования сообществ организмов; разработка методов определения экологического состояния природных и искусственных группировок;
  • Наблюдение за изменениями в отдельных экосистемах и биосфере в целом, прогнозирования их последствий;
  • Создание базы данных и разработка рекомендаций для безопасного планирования хозяйственной и социальной деятельности человека;
  • Применение экологических знаний в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • Изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержки;
  • Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий в окружающей среде, вызванных деятельностью человека;
  • Улучшение качества окружающей природной среды;
  • Хранение, воспроизводство природных ресурсов;
  • Оптимизация инженерных, сельскохозяйственных, организационно-правовых, социальных и других решений для возможности экологически безопасного развития;
  • Гармонизация взаимодействия природы и общества.

Компетенции , которыми должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины, заключаются в знании и понимании:

  • основных структурных компонентов биосферы и ее пространственной организации;
  • закономерностей функционирования биосферы, основных геохимических процессов и функций живого вещества в колообизи химических элементов;
  • динамики и эволюции биосферы;
  • умении правильно использовать полученные теоретические знания в своей профессиональной деятельности по определению сути экологических проблем окружающей среды, предотвращения экологически негативных последствий хозяйственной деятельности людей и нейтрализации существующих экологических обострений.
 

Оставить комментарий