Система службы охраны природы | Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Экология и здоровье

Категорія: Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Система службы охраны природы

Автор: Редактор

Система службы охраны природы состоит из законодательной и исполнительной власти. Законы экологического характера в стране принимают Верховная Рада и местные органы законодательной власти (городские, районные, областные советы). Отдельные постановления Кабмина, указы президента также имеющие силу законов.

Основной исполнительной властью в сфере регулирования природопользования и охраны природы является Министерство охраны окружающей природной среды и подчиненные ему управления и инспекции на местах (областные, городские и районные), бассейновые инспекции на водоемах.

Основная задача и роль государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования является обеспечение экологической безопасности страны и регионов, формирования государственной экологической политики, проведения природоохранных мероприятий, законодательная экологическая творчество, научные и практические исследования, наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, планирования, прогнозирования и разработка программ природоохранной деятельности, проведения экологической экспертизы и выдача лицензий на ресурсоиспользования, притягивание за нарушение экологических норм к ответственности и многое другое.

Минэкологии состоит из отдельных управлений, курирующих отдельные направления природозащитной деятельности в Украине. Их характеристика показывает все сферы и одновременно функции, яки выполняет государственная экологическая система управления Украины:

  • ядерное регулирования- обеспечение ядерной и радиационной безопасности страны и населения, контроль за функционированием АЭС и других объектов хозяйства, яки добывают, производят, или используют радиоактивные материалы;
  • международные отношения международное сотрудничество в вопросах охраны природы, международного экологического законодательства и др..;
  • наука проведение совместно с другими научными учреждениями страны единой научно-технической политики, направленной на защиту окружающей среды, рациональное использование ресурсов, обеспечения безопасности жизни населения; определение основных направлений экологических исследований; координация научной деятельности в сфере экологии;
  • юридическое регулирование разработка нормативно-правового использования природных ресурсов, критериев и норм экологической безопасности, формирования правовой экологической системы в стране;
  • специальная работа обоснование государственной экологической политики в оборонной сфере;
  • экономика установление и совершенствование платы за использование ресурсов и за загрязнение, механизм индексации платежей; рациональное использование природоохранных средств и другие элементы экономического регулирования экологической деятельности;
  • региональная политика и территориальное развитие решение экологических проблем регионального уровня, разработка региональных экологических программ, организация природозащитной деятельности в регионах с особым уставом (специальных экономических зонах, районах экологической катастрофы и т.п.);
  • государственная экологическая экспертиза методическое обеспечение органов экологической экспертизы, организация и проведение необходимой экологической экспертизы;
  • отходы и вторичные ресурсе вопросы организации и обеспечения захоронения, утилизация и использование отходов и вторичных ресурсов, их трансграничной перевозки;
  • техногенно-экологическая безопасность формирование соответствующей нормативно-правовой базы, организация и координация научно-исследовательских работ, внедрения мероприятий по совершенствованию экологически опасных технологий, предотвращения чрезвычайных эколого-техногенных ситуаций, обоснование создания необходимого парка метрологического и технического контроля за состоянием негативного воздействия на среду ;
  • мониторинг разработка и организация системы мониторинга, прогнозирования его изменений, проведения государственной политики в сфере мониторинга;
  • нормативно-техническая политика и энергосбережение -разработка нормативных документов по энергосбережению, разработка стратегии энергосбережения; организация и координация работ по разработке стандартов в области охраны окружающей среды, формирования собственной метрологической системы и связи с органами Государственной метрологической службы;
  • охрана атмосферного воздуха проведение политики в сфере охраны атмосферы, разработка соответствующих законов и нормативных документов, инструкций, разработка и внедрение соответствующих экологических стандартов;
  • Водные ресурсы и недра проведение политики в области охраны гидросферы и недр, разработка соответствующего нормативного материала, стандартов качества и рационального использования ресурсов, координация деятельности всех организаций и учреждений в данной сфере деятельности;
  • Биологические и земельные ресурсы проведение государственной экологической, научно-технической и экономической политики в сфере использования сих ресурсов, разработка нормативно-правовой и метрологической документации, координация заповедного дела, работа с Красной и Зеленой (охранные редкие природные комплексы и ландшафты) книгами Украины;
  • Бюджет и инвестиции координация использования бюджетных поступлений и инвестиционной деятельности в проведении природоохранных мероприятий, формирования экологических фондов и др..;
  • Информации информационное обеспечение государственной экологической политики, распространения экологических знаний и т.п.

Кроме структур, непосредственно занимающихся вопросами охраны природы и рационального природопользования, экологической безопасности, в Украине существует еще значительная доля государственных и ведомственных учреждений связанных с экологической деятельностью.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, медицинскими аспектами экологии (исследованиями и разработкой нормативов воздействия на здоровье людей загрязняющих веществ, в том числе: токсичных, ионизирующего излучения, шумового и электромагнитного загрязнения и т.п.) занимаются учреждения Министерства здравоохранения ' я (научно-исследовательские организации, санитарно-эпидемиологические станции и др.)..

Решение вопросов охраны и использования водных ресурсов входит также в сферу интересов Государственного комитета Украины по водным ресурсам ; земельных ресурсов -Государственного комитета Украины по земельным ресурсам ; ресурсов недр - Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр , органов горного надзора Государственного комитета по надзору за охраной труда и др. .

Система мониторинга состоит не только из организаций Минэкологии, а также частично мониторинговые функции выполняют учреждения Государственного комитета Украины по гидрометеорологии, ведомственные станции наблюдения , которых существуют на многих крупных предприятиях.

Вопросами разработки, установления и утверждения государственных стандартов и норм, в том числе и экологических, занимается в значительной степени Государственный комитет метрологии и стандартизации Украины.

Научно-исследовательские и образовательные организации Министерства науки и образования Украйны занимаются исследовательской, образовательной и воспитательной экологической деятельностью.

Финансовые и налоговые службы принимают участие в финансировании, кредитовании, инвестировании и страховании экологической деятельности. Информационные средства (средстве массовой информации, издательства, Интернет и др.). играют значительную роль в распространении экологической информации, формировании экологического мировоззрения, воспитании экологического сознания людей.

К недостаткам отечественной экологической организационной системы можно отнести:

  • Незначительные объемы финансирования (как государственные, так и ведомственные, частные и т.п.) экологической деятельности. Решение вопросов охраны природе, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности требует больших средств, подтверждает опыт высокоразвитых стран. Бедные страны, как правило, не в состоянии обеспечить необходимый для решения экологических проблем объем финансов;
  • Слабый уровень координации деятельности различных ведомств и учреждений в сфере проведения комплексной экологической политики как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
 

Оставить комментарий