Экологическое право. Юридические аспекты взаимодействия общества и природы | Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Экология и здоровье

Категорія: Конспект лекцій з дисципліни «Основи екології»

Экологическое право. Юридические аспекты взаимодействия общества и природы

Автор: Редактор

Защита окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны, регулирования природопользования осуществляется правовыми (юридическими), организационно-административными и экономическими методами.

Правовой механизм лежит в основе организационного управления экологической безопасностью, основой проведения государственной экологической политики. Он должен обеспечивать реализацию научно обоснованных принципов охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности жизнедеятельности людей; устанавливать научно обоснованные правила поведения людей, предприятия и организации в отношении экологического аспекта деятельности.

Экологическое право включает:

- Составление и утверждение основных законов, в том числе: Конституции, государственных законов, правительственных подзаконных актов, ведомственных нормативных актов, нормативных актов местных органов власти и других документов, яки являются обязательными к выполнению и которые регулируют проведение организационно-административных мер, права и обязанности, ответственность и другие нормы деятельности в сфере решения экологических вопросов;

- Формулировки и утверждения экологических норм природопользования и охраны окружающей среды - стандарты и нормативы использования недр, почв, воды, воздуха, растительного и животного мира, рекреационных ресурсов и т.п.;

- Составление и утверждение эколого-экономических, эколого-социальных показателей государственного контроля за состоянием окружающей среды и деятельностью объектов хозяйства.

В Конституции Украины вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности посвящены статьи 16, 50 и 66.

Наряду с ними основными документами, регулирующими государственную экологическую политику в Украине, является Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" , который был принят 25.06.1991 (до 2003 г. внесен ряд изменений), и Постановление Верховной Рады Украины "Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности " (5.03.1998) (последнюю часто называют Государственной экологической программе). Они гарантируют гражданам Украины право на экологическую безопасность; формулируют основные принципы охраны природы и рационального использования ресурсов;предусматривают экологизацию материального производства и других сфер хозяйствования, сохранения природных комплексов, гласность и демократизацию в решении экологических проблем, дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушение норм экологического законодательства.

Документами предусмотрено: введение экономического механизма регулирования природопользования (платежи за ресурсы и загрязнения, создания экологических фондов и т.п.), обязательность проведения экологической экспертизы экологически опасных объектов, формирование государственного мониторинга за состоянием окружающей среды, разработка государственных стандартов качества окружающей среды и нормирования воздействий на него.

Значительный вклад в разработку юридических основ экологической политики нашего государства внесли также:

  • Земельный кодекс Украины (13.03.1991, обновленный 25.10.2001);
  • Лесной кодекс Украины (21.01.1994);
  • Кодекс Украины о недрах (27.07.1994);
  • Водный кодекс Украины (06.06.1995);
  • Закон Украины о природно-заповедном фонда страны (16.06.1992 с последующими изменениями);
  • Закон Украины об охране атмосферного воздуха (16.10.1992 с последующими изменениями);
  • Закон Украины о животном мире (03.03.1993);
  • Закон Украины о защите растений (14.10.1998) и Закон Украины о растительном мире (09.04.1999).

Эти документы регулируют рациональное использование основных природных сфер: атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы.

В Украине действует также ряд нормативных документов в области использования опасных веществ и отходов: Закон Украины о пестицидах и агрохимикаты (2.03.1995), Закон Украины об отходах (05.03.1998) и др..

Значительное количество законов посвящена вопросам радиационного загрязнения и ионизирующего излучения, использованию радиоактивных отходов, проблемам преодоления последствий Чернобыльской аварии: Закон Украины об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности (08.02.1995), Закон Украины об обращении с радиоактивными отходами(30.06.1995), Закон Украина о добыче и переработке урановых руд (9.11.1997), Закон Украины о защите человека от влияния ионизирующих излучений (14.01.1998) и др..

Ряд документов посвящен экологическим аспектам охраны труда и здоровья людей: Закон Украины об охране труда (14.10.1992 с последующими изменениями), Основы законодательства Украины о здравоохранении (19.11.1992 с последующими изменениями), Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения (24.02.1994), Закон Украины о качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья (23.12.1997) и др..

Значительный вклад в решение проблем совершенствования природопользования сделала разработка Закона Украины об экологической экспертизе (9.02.1995). Из последних документов следует обратить внимание на Закон Украины об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы.

Большое значение для реализации конкретного механизма рационализации природопользования имеют ряд постановлений Кабинета Министров Украины, соответствующих государственных и ведомственных инструкций и методик расчетов платежей (с 1998 года - собрания) за использование природных ресурсов, за нарушение природной среды (за загрязнение, захоронения отходов и т.п. .), оценки нанесенного ущерба, штрафных санкций , имеющие силу государственных документов и являются обязательными к исполнению.

Экологические преступления наказываются в соответствии с требованиями Уголовного кодекса Украины. К экологическим преступлениям относятся экоцид ; загрязнение воды, воздуха, почв; уничтожение и повреждение растительного и животного мира, уничтожение критических местообитаний; незаконное охота и заготовка водных растений и животных; нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил оборота экологически опасных веществ и отходов; незаконное вращения сильнодействующих или ядовитых веществ;нарушение правил охраны и использования недр; нарушение режима особо охранных природных территорий и природных объектов; нарушение правил безопасности во время вращения микробиологических или других биологических агентов или токсинов; незаконное вращения радиоактивных материалов; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей и др.. (Запольский, Салюк, 2001, с.319-320). За совершенные экологические преступления могут быть начислены штрафы, увольнения, лишение воли в зависимости от размеров нанесенного ущерба.

Несмотря на то, что в создании прочной экологической законодательной базы Украины сделано много, она имеет еще значительные недостатки.

Во-первых, в решении экологических вопросов царит сферных (по природным сферах) подход, хотя сама природа существует в виде сложных комплексных систем. Это подходящее не способствует эффективному решению природоохранных задач.

Во-вторых, законодательная база в целом разработана еще недостаточно по сравнению с высокоразвитыми странами, где законодательным нормам подчинен буквально каждый шаг человеческой деятельности, особенно в сфере защиты интересов населения от негативного экологического воздействия.

В-третьих, главная проблема не в том, что наши законы плохие, а в том что очень низкая исполнительная дисциплина. Например, судебных дел по экологическим вопросам у нас рассматривается лишь незначительное количество. Скорее всего причина подобной ситуации кроется в низкой экологического сознания основной части населения, в том числе, руководящего состава. К этому можно добавить слабый уровень разработки конкретного механизма (подзаконных актов, инструкций и других подобных документов) выполнения основных экологических законов. Есть законы есть, но они не работают.

 

Оставить комментарий