Українцям – екологічно чисте прання!

Экология и здоровье

Українцям – екологічно чисте прання!

Автор: Редактор

Около 98% стиральных порошков, которые продаются в Украине, содержат большие количества фосфатов, Паров и других опасных веществ, способных наносить значительный вред здоровью человека и окружающей среде. В частности, поступая со сточными водами в водоемы, фосфаты являются основной причиной эвтрофикации («цветение»воды, в результате которой, то есть через стремительный рост сине-зеленых водорослей и выделения токсичных веществ при их разложении значительно ухудшается качество воды, погибает фауна, возрастает опасность отравления и для купающихся людей используют воду из водоемов для различных нужд. Проблема приобрела катастрофические масштабы. Например, в «пиковом» в 2006 году в Днепр попало 4 тыс. тонн фосфатов, ведь большинство старых очистных сооружений не способны их отфильтровать.

Не менее серьезной является проблема фосфатов и ПАР для здоровья человека, ведь они при контакте с кожей вызывают дерматиты и другие аллергические реакции, попадая в кровь, меняют процентный состав гемоглобина, белка и структуру и плотность сыворотки крови, что приводит к нарушению работы внутренних органов, вызывает нарушение обмена веществ, обострение хронических заболеваний и появление новых т.д.

В то время как страны ЕС и Северной Америки давно осознали опасность, которую представляют стиральные средства старого поколения и запретили их продажу или установили серьезные ограничения на содержание фосфатов и ЮАР, в Украине этот вопрос остается неурегулированным, тем самым позволяя западным товаропроизводителям сбывать в Украине продукцию, запрещенную к продаже у себя дома. Хотя сегодня существуют разработанные законопроекты относительно установления ограничения на содержание фосфатов в стиральных средствах, их принятие, как и конечный содержание (включая сроки, когда будет введен запрет) остаются под вопросом.

Население слабо осведомлено с негативными последствиями использование стиральных порошков с высоким содержанием фосфатов и ЮАР и при выборе средств, как правило, ориентируется на цену и обещанные рекламой преимущества товара.

Торговые сети, не видя спроса на более экологические виды порошков, не спешат предлагать покупателям альтернативы обычным опасным стиральным средствам.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо действовать разными каналами, взаимодействуя и с органами исполнительной власти, и с бизнесом и, конечно, с гражданами.

Цель кампании
Способствовать уменьшению потребления в Украине стиральных порошков с высоким содержанием фосфатов и ЮАР, [1] которые представляют угрозу для здоровья потребителей и приводят к разрушению экосистем водоемов

Цели кампании
Провести межсекторный диалог заинтересованных сторон с привлечением представителей профильных органов власти, гражданского общества, бизнеса, включая производителей и импортеров стиральных порошков, а также потребителей данной продукции, для выработки совместной стратегии сокращения потребления в Украине стиральных порошков с высоким содержанием фосфатов и ЮАР;
Побуждать Правительство к принятию законодательства, которое запрещает ввоз и производство в Украине порошков с высоким содержанием фосфатов и ЮАР в как можно более сжатые сроки;
Повысить осведомленность граждан о вреде для здоровья и окружающей среды, которые наносит использование стиральных порошков с высоким содержанием фосфатов и ЮАР, а также поощрить их к экологически ответственного потребительского выбора;
Побудить торговые сети предлагать потребителю больший ассортимент стиральных порошков с малым содержанием фосфатов и ЮАР (до 5%), обеспечивая надлежащее информирование о преимуществах данных товаров (соответствующая маркировка, промо-акции и т.п.);
Поощрить формирование круга социально и экологически ответственного бизнеса, что отказывается от использования в своей работе порошков с высоким содержанием фосфатов и ПАР для сохранения здоровья своих работников и клиентов, а также защиты окружающей среды.
Предусмотрены меры
оІнформаційно-просветительские мероприятия, направленные на различные целевые аудитории: детей, молодежь, пенсионеров, других потребителей, а также малые и средние предприятия, которые используют стиральные порошки в своей деятельности (прачечные, гостиницы, санатории и пансионаты, больницы, садики и т.д.), в частности: тематические уроки, анкетирование, письма с объяснением опасности стиральных порошков и приглашением присоединиться к акции;
оПрес-конференция и другая работа со СМИ (запись экспертных интервью, участие в передачах, публикация тематических статей и т.п.);
оОн-лайн конференция экспертов;
оВиготовлення и распространение через соц. сети тематических видео-роликов;
округлый стол (диалог заинтересованных сторон), с участием представителей профильных органов власти, НПО, ученых, медиков, бизнеса и т.д., а также другие мероприятия.

Тематические дни Недели

Понедельник, 8 октября - День партнерства (торжественные мероприятия по случаю открытия Недели, встреча с партнерами и волонтерами недели)
Вторник, 9 октября - День партнерства (тематические занятия в школах)
Среда, 10 октября - День он-лайн действия (отправка заявлений и предложение магазинам, компаниям, партнерам через Интернет ресурсы)
Четверг, 11 октября - День межсекторального диалога и сотрудничества (Круглый стол с участием различных заинтересованных сторон)
Пятница, 12 октября - День экологически дружественного бизнеса (открытие интерактивной карты с отображением компаний, выступающих за отказ от фосфатных порошков)
Суббота, 13 октября - День экологических покупок (групповые акции на площадях городов, молодежная акция на Майдане «Защити себя от химической опасности», акции возле магазинов «Вы стираете с фосфатами?»)

Общий отчет

Общий отчет о Неделю экологического потребителя 2012 (PDF, 3,69 Mb)


[1] Здесь и далее под «стиральными порошками с высоким содержанием фосфатов и ПАР» подразумеваются синтетические моющие средства, в состав которых входит более 5% фосфатов и свыше 5% ПАР.

 

Оставить комментарий