Введение принципов устойчивого развития лучшими университетами мира

Экология и здоровье

Введение принципов устойчивого развития лучшими университетами мира

Автор: Редактор

Ежегодно эксперты из Института высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун анализируют достижения более тысячи высших учебных заведений мира и обнародуют рейтинг пятисот лучших [1]. Оценка базируется на нескольких индикаторах: качество преподавания (количество выпускников, получивших Нобелевскую премию или другие награды), качество преподавательского состава (количество преподавателей, получивших Нобелевскую премию или другие награды и количество часто цитируемых ученых), исследовательский вклад (количество публикаций в Nature и Science, а также индекс цитирования), академические достижения в соотношении к размеру университета.

По результатам анализа 2007 года, в 100 лучших университетов вошли 52 американских, 11 британских, 6 немецких, 6 японских и 25 университетов из других стран (Рис. 1.). Среди стран СНГ в первую сотню попал только Московский государственный университет. К сожалению, ни один украинский вуз не вошел в пятисот лучших университетов.

Рис. 1. Распределение 100 лучших университетов мира по странам

Национальный университет "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА) поставил цель достичь мирового уровня образования и войти в число пятисот лучших университетов мира. Именно поэтому мы должны ориентироваться на лидеров среди высших учебных заведений, таких как Гарвард, Оксфорд, Кембридж или Сорбонна.

Стоит отметить, что по нашему мнению, шесть избранных индикаторов не отражают целостную картину, они являются лишь "вершиной айсберга" качественного образования, для достижения которой необходимо создать основу, крепкий фундамент из преподавательского состава, научно-технической базы и, бесспорно, ценностей и общественной сознания, в частности, экологической.

Учитывая современные тенденции развития человечества, одними из важнейших ценностей, которые должны внедрять все образовательные учреждения, забота об окружающей среде и ответственность перед будущими поколениями. На сегодня, уровень экологического сознания не учитывается ни одной из систем оценок качества образования. Однако, отсутствие такого критерия не означает отсутствие деятельности. Как показывает наш анализ, ведущие университеты мира сознательные своей общественной роли и не только обеспечивают высокий уровень образования, но и становятся лидерами внедрения принципов устойчивого развития.

Итак, мы посмотрели Интернет страницы ста первых и около ста последних в рейтинге пятисот лучших высших учебных заведений мира, чтобы узнать, университетские общины которых из них осуществляют меры для достижения экологической устойчивости университета. Учебные заведения, в которых принципы устойчивого развития вводят на институциональном уровне (создан отдельный отдел ли ответственное лицо, координирует деятельность), а также те, в которых ведут активную работу для практического воплощения принципов устойчивого развития (меры по обеспечению энергоэффективности, использования дружественных окружающей среды материалов и др..) были включены в группу с высоким уровнем внедрения принципов устойчивого развития. Другие университеты, осуществляющие хотя бы маленькие шаги на пути к устойчивому развитию, например, используют хотя бы энергосберегающие лампочки, вошли в группу с низким уровнем внедрения устойчивого развития. Кроме того, в отдельную группу были выделены университеты, о деятельности которых информация недоступна. Полученные результаты проиллюстрированы на Рис.2 и Рис.3.

Рис. 2. Внедрение принципов устойчивого развития 100 лучшими университетами.

Рис. 3. Внедрение принципов устойчивого развития университетами с рейтингом от 403 до 510.

По результатам исследования, среди первых ста университетов, 82 активно внедряет принципы устойчивого развития (см. Рис.2. И Приложение A), а из ста последних - только 33 (см. Рис.3. И Приложение Б). Во многих из них созданы так называемые "сбалансированные студенческие городки" или "зеленые города" ("Green Campus"), работают рабочие группы или даже подразделения, которые занимаются внедрением принципов устойчивого развития на институциональном уровне (например, в Гарвардском, Йельском, Колумбийском, университете Индианы и т.п.). Стоит отметить, что большинство университетов активно и качественно информируют общество о своей деятельности для устойчивого развития и о ее результатах, в частности через свои Интернет страницы.

Интересно, что официальным основанием и, во многих случаях, первым весомым шагом на пути к устойчивому развитию стало подписание университетами таких деклараций, как Swansea Declaration [2], Lüneburg Declaration on Higher Education for Sustainable Development [3], Kyoto Declaration on Sustainable Development [ 4] и т.п.. Однако, наиболее популярна Talloires Declaration, создана по инициативе Ассоциации университетов-лидеров для устойчивого будущего (Association of University Leaders for a Sustainable Future) [5]. На сегодняшний день эта декларация объединила около 350 университетов из 40 стран мира. Из всех университетов-участников декларации, 57 входят в рейтинг 500 лучших. Среди стран СНГ сторонами декларации является лишь 4 российских университеты.Поэтому, если НаУКМА присоединится к Talloires Declaration, она сможет стать первым украинским высшим учебным заведением, инициировал внедрение принципов устойчивого развития в университетах Украины.

Таким образом, можно сделать вывод, что лучшие университеты мира являются настоящими лидерами не только по количеству Нобелевских лауреатов и публикаций в респектабельных научных журналах мирового уровня, но и по уровню интеграции принципов устойчивого развития в жизнь учебного заведения. Забота об окружающей среде и ответственность перед будущими поколениями занимают видное место среди их ценностей. Именно поэтому НаУКМА необходимо развивать экологическое сознание и уверенно двигаться в направлении устойчивого развития уже сегодня, чтобы завтра достойно войти в сотню лучших вузов мира.

 

Оставить комментарий