За технологический прогресс платит природа: влияние авиации на окружающую среду

Экология и здоровье

За технологический прогресс платит природа: влияние авиации на окружающую среду

Автор: Редактор

Научно-техническая революция обеспечила человечество небывалыми благами, среди которых одним из важнейшим стала быстро перемещаться на большие дистанции. Человек покорил небо! Наконец сбылась многовековая вековая мечта человечества. Но один из главных законов экологии утверждает: за все надо платить.

Когда мы слышим слово «авиация», сразу представляем себе превосходную картинку: большой самолет гордо летит в небе, на бешеной скорости преодолевая большие расстояния. Но как ему удается летать, сколько вреда наносит один полет и сама подготовка к нему окружающей среде - все это уходит, к сожалению, на второй план.

Этой статьей я хотел бы сообщить читателям о пагубном влиянии, который вызывает авиация на окружающую среду и, собственно, и на здоровье человека.

Термин «авиация» значит для нас две вещи: самолет и аэропорт. Причем аэропорт для нас местом, откуда, собственно, самолет отправляется в путешествие. Однако мы здесь несколько ошибаемся.

Аэропорт - это многофункциональное транспортное предприятие, которое является наземной частью авиационной транспортной системы, которая обеспечивает взлет и посадку воздушных судов, их наземное обслуживание, прием и отправка пассажиров, багажа, почты и грузов. Аэропорт обеспечивает необходимые условия для функционирования авиакомпаний, государственных органов регулирования авиационной и таможенной деятельности

Есть к объектам аэропорта входят не только самолеты, но средства его обслуживания: спецавтотранспорт, о котором мы поговорим чуть позже.

В результате воздушных перевозок происходит загрязнение почв, водных объектов и атмосферы, а сама специфика влияния воздушного транспорта на окружающую среду обнаружена в значительной шумовой действия и значительных выбросах различных загрязняющих веществ (см. схему).

Негативное воздействие различных авиационных источников шума, в первую очередь, осуществляется на операторов, инженеров и техников производственных подразделений. Так исторически сложилось, что аэропорты расположены вблизи густонаселенных районов города. Поэтому с ростом городов и интенсификацией авиатранспортных процессов возникает серьезная проблема сосуществования города и аэропорта. Население авиамоста и близлежащих поселков испытывают шум от самолетов, пролетающих. В меньшей степени испытывают шум персонал аэропортов, авиапассажиры и посетители.

Кроме шума авиация приводит к электромагнитному загрязнению среды . Его вызывает радиолокационная и радионавигационная техника аэропорта и самолетов. Радиолокационные средства могут создавать электромагнитные поля большой напряженности, которые представляют реальную угрозу для людей.

Действие электромагнитных волн на живые организмы сложная и недостаточно изучена. Взаимодействуя с организмами, электромагнитные волны частично отражаются, а частично поглощаются и распространяются в них. Степень воздействия зависит от величины поглощения энергии тканями организма, частоты волн и размеров биообъекта.

Влияние воздушного транспорта на экосистемы (схема)При постоянном воздействии электромагнитных волн малой интенсивности возникают расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы, эндокринных органов и прочее. Человек чувствует раздражение, головные боли, ослабление памяти и др.. Адаптации к электромагнитному воздействию не возникает.

Выбросы из авиадвигателей и стационарных источников представляют собой еще один аспект влияния воздушного транспорта на экологическую ситуацию, но авиация имеет ряд отличий по сравнению с другими видами транспорта:

• использование в основном газотурбинных двигателей приводит иной характер протекания процессов и структуру выбросов отработанных газов;

• использование в качестве топлива керосина приводит к изменению компонентов загрязняющих веществ;

• полеты самолетов на большой высоте и с большой скоростью вызывают рассеяние продуктов сгорания в верхних слоях атмосферы и на больших территориях, снижает степень их воздействия на живые организмы.

Воздушные корабли загрязняют приземные слои атмосферы отработанными газами авиадвигателей вблизи аэропортов и верхние слои атмосферы на высотах крейсерского полета. Отработанные газы авиационных двигателей составляют 87% всех выбросов гражданской авиации, которые включают также атмосферные выбросы спецавтотранспорта и стационарных источников.

Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его техническом состоянии. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов.

Относительно наиболее распространенного в современной гражданской авиации типа авиационного двигателя - турбореактивного двухконтурного (ТРДД) можно выделить пять основных режимов (табл. 1), продолжительность которых соответствует максимальной продолжительности режимов, составляющих среднее время этих режимов для крупных и самых загруженных аэропортов мира.

 

Оставить комментарий